Есть определённые  профессии, которым всегда был присущ некий замкнутый, цеховой (аллюзия на средневековые  мастерские) характер.

Долгое время специфика работы Ди-джея относилась именно к такому типу.
В 90-е попасть в этот круг было достаточно сложно. Узнать о тонкостях и нюансах работы было неоткуда, научиться сводить было не у кого и негде (DJ школы если и появлялись, то в мегаполисах и в ограниченном количестве ), чтобы сразу прийти и начать работать требовался свой материал, но  только у меломанов с большой коллекцией музыки была такая возможность. Люди с такой коллекцией, да еще и с фирменными дисками,  в те времена ценились среди друзей на вес золота.

рейволюция

Обыкновенный (не топовый и не виниловый) DJ формата середины и конца 90-х годов – это человечек, находящийся в постоянном поиске нового оригинального CD  материала, который можно было приобрести или в магазинах, торгующих лицензионной продукцией, или на «пиратской» Горбушке и тому подобных рынках, магазинах, ларьках, прилавках.
Порой на приобретение музыкальных дисков  уходила половина месячного гонорара. Я уже не говорю про весь гимор приобретения, поиска и получения по почте из-за бугра vinyl пластинок.
Часто небогатые российские клубы эпохи рейволюции и расцвета танцевальной клубной культуры, из-за того, что  они не могли платить диджеям высокие гонорары на которые можно было постоянно обновлять свой материал, сами приобретали периодически новые диски/пластинки.

raveolution

Чтобы отыграть двухчасовой сет, нужно было таскать с собой минимум 50 винилов, отрывая плечи ниже жопы или, купив специальный кейс, таскать уйму CD, которые норовили поцарапаться, выпасть из коробки.
Затертые в трещинах пластиковые боксы с постоянными отломанными креплениями крышки, вот что наполняло сумку Ди-джея той поры. Было хорошо, когда с какой-нибудь болгарской стрёмной компиляции можно было  отыграть 2-3 трека.
Запилить/поцарапать диск в нужном месте, а тем более потерять его в пьяном угаре для диджея  было очень трагично.

Крупицы драгоценной информации о клубной культуре, новых тенденциях, исполнителях и т.д. можно было почерпнуть только из двух русскоязычных вестников прогрессивной молодёжи: журналы «Птюч» и «ОМ». В большинстве случаев  они играли музыку, которую 90% танцпола не знала или слышала её в первый раз.

raveolution

Ди-джеев в обычном провинциальном городе  можно было сосчитать по пальцам (многие при общении или впервые слышали буквосочетание «DJ», или представляли диджея в образе работника советской летней дискотеки под открытым воздухом до 22-23 часов вечера). Dj’s были  «иконами» только для определённого круга лиц модной тусовки тех лет.
Про них мало знали, они не светились на ТВ,  Дима Маликов тогда еще не придумал на свои говно-выступления ставить на заднике сцены ди-джея, который имитировал усердную работу по сведению неизвестно чего, включая шоу по кручению резисторов эквалайзера и скретчинга  там, где его нет)))
Российские ди-джеи первой и второй волны 90-х –  были настоящие ночные люди, самоотверженные и влюбленные в свою работу, без пафоса и кича, которые на своих худосочных и сколиозных плечах несли клубную культуру в народ.

Что же  уничтожило уникальность профессии Ди-джея?!
Почему в диджейских сумках подростки носят пиво?
Что сделало этот образ замусоренной попсой и растиражированным трендом?

Об этом в продолжении моего небольшого брюзжащего эссе.

 

Поделись с друзьями: